ФЭНДОМ

ШАГ 1. Создание проекта исследованияПравить

  1. Выбор проблемы исследования
  2. Формулировка проблемы исследования
  3. Выбор материала исследования
  4. Сбор материала и подготовка его к анализу

ШАГ 2. Лингвистический анализ текстаПравить

  1. Составить краткую справку о тексте: когда и кем был создан, с какой целью, какова тема, проблема, основная идея текста, композиционная форма (рассуждение, описание, рассказ), жанр, эксплицитно ли проявлен автор текста и т.д. – т.е. любая релевантная информация о ситуации, в которой текст возник, и о характерных особенностях этого текста. Объем справки 1000-1500 знаков.
  2. Лексический уровень (семантика): выбираем значимые лексические единицы, за которыми стоят основные понятия текста, смотрим их в контексте. Совпадает ли их значение с общепринятым? Меняется ли оно по ходу развертывания текста? Какие коннотативные значения в них привносятся автором (экспрессивные, эмотивные, оценочные, стилистические, прагматические)? Какие слова употреблены образно? Стоят ли за ними уже известные концептуальные метафоры (например, народ – это овцы, лидер – это пастух)? Образуют ли они новые метафорические комплексы (например, оппозиция – это гандоны)? Объем данной части анализа 1500-2000 знаков.
  3. Грамматический уровень (синтактика): уровень предложения, абзаца и текста целиком. Как происходит логическое развертывание текста? Какие способы аргументации использует автор? Как происходит референция к уже известным понятиям? Как вводятся новые понятия? Есть ли интертекстуальные связи между этим текстом и другими? Эксплицитны ли эти связи (цитаты, отсылки к дргуим авторам) или имплицитны (о них можно только догадываться)? Объем данной части анализа 1500 знаков.
  4. Прагматический уровень (прагматика): прагматические характеристики речевого акта (коммуникативная цель, стратегии говорящего и слушающего, например, фатические средства общения типа "понял?", средства экспрессии, перлокутивный эффект – результат общения). Была ли достигнута поставленная автором цель воздействия на получателя? Объем данной части анализа 1500 знаков.

ШАГ 3. Интерпретация результатовПравить

  1. Получение результатов: попробуйте проследить, какие дискурсы и социальные практики являются прецендентными этому тексту, расположите их в порядке значимости (например, "медицинский дискурс – косметологический дискурс – дискурс народных целителей" в Интернет-статье о полезных свойствах можжевельника). Как эти дискурсы взаимодействуют между собой и влияют на ключевые понятия текста? Какой дискурс доминирует и почему (исходя из прагматических характеристик текста)?
  2. Применение: изменение существующих практик и обучение новым дискурсивным практикам. Какой вывод можно сделать о пользе воздействия данного текста на получателя? Нужно ли аудитории "разоблачение" дискурса, стоящего за данным текстом? Объем данной части анализа 800-1000 знаков.