ФЭНДОМ

Город: Тюмень
Информант: М.
Дата: весна 2011г.

<...> с 7 по 9, середина 10 класса я так или иначе гулял с теми ребятами и был включен в ту группу, которую я сейчас и тогда, наверное, могу назвать гопниками. И они себя так идентифицировали в свете истории с неформалами. История была гопников и неформалов, две такие молодежные группы, эти ребята в большинстве случаев себя так определяли.

К названию гопника.
<...>Когда я только туда приходил, мы общались, не было как такового понятия гопник, определение. Было деление на пацаны, было название парни — это считалось оскорбительным, были лохи, были черти, чмошники, ну и все то, что не пацаны. Над пацанами были старшики, ну и воровское деление: некоторые были смотрящие, знали, что есть воры. То есть вот эта иерархия кто лучше-кто хуже складывалась из системы ориентиров вот этой городской иерархии.
А гопники название оно появляется как раз в то время, когда начинаются конфликты молодежные в связи с тем, что выделяется..

К кому применялись вот эти названия? Парни, черти и прочее.
К людям, которые на районе не были включены в тусовку, это раз. Люди, которые не принимали этих понятий или по каким-то, или по их жизни нельзя было сказать, что они разделяют эти понятия. Люди, не способные за себя постоять.
<../>Парни это были люди, которые не разделяли понятий пацанов. Которые не были включены вот в эти группы, за которых никто не подписался бы, если им что-то будет причинено, физически, моральное унижение. Та среда ребят, которая не имеет отношения к ни одной молодежной группе, считающейся пацанской. Это раз. Но тем не менее, они могли быть сильными личностями, спортсменами, еще кем-то. Но они были за пределами социальной помощи вот этих групп. Так я понимаю, лохи это люди, которые помимо того, что они обладали качествами парней, то есть были исключены, они еще не могли за себя постоять. То есть это люди..

Можно было унизить.
Да, можно было унизить и ничего тебе за это не будет.

Лохи могли быть внутри движения.
Нет. Но как, могли быть. Но в смысле внутри? Сидеть вместе с нами - нет. Только в качестве мальчика для битья. То есть пошел отсюда, никаких общих дел.
Черт, наверное, это тот кто (пауза) предает, во-первых, идеалы, понятия, во-вторых, по-человечески подставляет. То есть совершает действия не по понятиям. Кто там еще? Да еще масса вещей, наверное, можно было бы почерпнуть из собственно говоря из воровских понятий. Потому что они внедрялись очень интенсивно в среду молодежи.

Потому что большинство авторитетов молодежных они имели опыт сидения?
Да. Это люди из криминальных кругов, поэтому вся эта, все эти жаргоны они считались общепринятыми. Эта была языковая культура и обладание ее тебя включало в общество.

В разговоре насколько феня была распространена?
Вот я про нее и говорю. Это считалось хорошим тоном. То есть как, это придавало авторитет, делало тебя человеком в теме, что ли. Какой-то маркер тебя. Очень было важно ориентировать, когда с тобой так разговаривали. Хотя, может если и ты так не разговаривал, то хотя бы понимать о чем с тобой говорит человек, потому что, если бы ты это не понимал, то тебя бы это ставило ниже плинтуса.

Сколько человек было в тусовке?
Сколько человек? В нашей, в той? Ну, до 15 человек собиралось.

Если говорить про структуру группы, то у вас был лидер?
Было, как правило, два-три человека.
Какими качествами должен обладать лидер.
По своей памяти сейчас я выделю двух человек. Первый парень, вот он был физически крепок, т. е. очень для того возраста, он был ростом и вообще физически. Он кроме всего очень хорошо боролся со страхом. Очень часто случаются ситуации, которые ставят людей под проверку. И когда я например, трусил иногда, в этих ситуациях он мог быть ориентиром. Может, даже если он ругался, но делал правильно. Он был независим. Он мог жить свободно, он не боялся этого. Причем у него не было за спиной ни брат, никого. Он заслужил авторитет своей силой и умением добиваться вот этой независимости. За это у него был авторитет.
Второй парень, на самом деле, у него брат был в компании старших. Это раз. Во-вторых, физически был крепкий парень, ходил на секции и еще чего-то. Он был дерзок, нагл. Он был труслив, на мой взгляд. Он никогда не стал бы биться с человеком один на один, если бы знал, что может проиграть или, что за него не вступятся. Он был дерзок, нагл и у него была политика подавления слабых. Он зарабатывал авторитет на этом. При старших он выбирал мальчика для битья и начинал обижать его из компании своей. Причем это могли быть его друзья. В среде старших он вел себя совершенно по-другому.

Как попал в компанию? Ты говорил, что тебя кто-то привел.
Было несколько вещей. Во-первых, мои одноклассники. Вот Паша, который вырос с этими ребятами и составлял костяк, он имел авторитет и его уважали. И через какое-то время предложил погулять, с ними пойти. Он был мой лучший друг на то время и сказал, чем дома сидеть пошли погуляем. Таким образом, я так с ребятами познакомился, но относились так холодно. Никто там не обнял, не расцеловал. Ну, привет, привет, знаем, знаем, это тот, это другой, этот третий. Потом случилось некая такая вещь знаменательная с точки зрения моего присутствия там. У меня была вещь одна, куртка. Она считалась в то время очень модной. Она мне досталась от отца, который сидел и имел каким-то образом доступ к каким-то вещам, мне иногда перепадали ножи там, самые настоящие. И на нее положили глаз много как раз старшиков, на эту куртку. Как мне потом стало известно, ее хотели отнять сначала. А потом, когда начали со мной разговаривать, в общем, потому что отец сидел я знал терминологию, жаргоны. Во-вторых, за меня сказали те пацаны, которые меня знают, с кем меня уже познакомили. Со мной можно было договориться. То есть пока я учился мне ее возвращали, она была в целостности и сохранности. Люди, с которыми у меня установились связи достаточно авторитетные из старшиков. И это придало очень большой вес там. То есть они шли на контакт, общались, ничего плохого они сказать обо мне не могли, у нас есть еще какое-то общее дело. Таким образом, я стал жданным гостем.

Как проводили время? Чем занимались?
Чем занимались. По большей части это было безделье. Безделье в каком смысле. То есть нет никаких реальных дел, которые людей вместе сводят. Как правило, встречи это либо выдумывание чего-то, не знаю, совместное действие: куда пойти, чем заняться. Очень часто байки, разговоры. Вот эта среда она и воспроизводила ничего неделание. Начинали подкалывать, это переходило в какие-то попытки иметь власть над человеком, ты должен был защищаться.

Было ощущение своей территории?
Да.

А что это за территория?
Она была очерчена рамкой Маяка. Это линия. Все что за линией со стороны Маяка, может быть, до Кремлевской. Это квадрат. Если по карте показать, я покажу.
Что это за ощущение? Ты знаешь на этой территории людей, которые представляют авторитет, ты можешь чувствовать себя в безопасности. Если тебя, на этой территории представляют предъявы, так тогда называли, или грабят или бьют, то этих людей само собой ждет расплата. Потому что их найдут. И как правило, люди себя на не своей территории вели себя более скромно, чем на своей. На Московском тракте были такие периоды, что одни пацаны пошли, чуть-чуть отошли от своей территории и вели себя уже не так. Там пришли свои, случился конфликт. Потому что идите к себе и там гуляйте.

Что распространено в качестве одежды?
В то время были такие штаны балалайки назывались. «Адидасовские» штаны с полоской, кроссовки, как атрибут кепка, олимпийка, ну, майка, футболка. Куртка кожаная, очень модные были эти кожаные куртки. У меня от дома осталась. Они были почти у всех. Просто спортивные костюмы, кто как одевался. Ну, кепки были у всех. Они были модными во всем городе, они даже трансформировались — сначала одна модель, потом другая.

Прическа?
Лысые были все. Ну, у нас не было ребят с длинными волосами или хотя бы с такими (показывает на себя). Миллиметр, под сантиметр.

Как поддерживалась репутация?
Да вот тем же самым. Просто ты не должен быть засвечен и ассоциироваться с ситуациями, когда тебя безнаказанно унизили.

Причем под унижением могла пониматься очень многое?
Физическое унижение, моральное. Та ситуация, когда человек остается в группе и у группы складывается представление, что его унизали, а он ничего не сделал. Не знаю, хоть там савечку поставили, пнули или сказали что-то оскорбительное. А он не ответил. Вот эти случаи они просто статус убивали.

А реакция должна быть..
Кто как может
. Если тебе ту же савечку поставили или пнули ты должен в ответ или как?
Все тоже зависело от конкретной ситуации. Во-первых, кто это сделал. Во-вторых, понимание своего места в группе и своих возможностей. То есть одно дело, если какой-нибудь старший пришел или смотрящий это сделал. И все понимали, что по отношению к ним точно также может поступить человек. И ничего с товим авторитетом не случилось. Или это делал тот, кого не воспринимают высше себя стоящие, ровней. И если этот человек это производит, вот это и снижает статус.

У группы были враги?
Ну, милиция считалась врагом.

Как с ними отношение складывалось?
Несотрудничество.

То есть уход в несознанку.
Ну, вообщем да.

Почему враги? Приходилось ли с ними сталкиваться?
Потому что очень много людей, кто представляет авторитет, пострадали от нее. Потом еще ситуациия, что люди, представляющие авторитет в криминальном мире, сталкиваются с ней и у них априори интересы с этими расходятся. Но потом многие ребята, как сегодня И.В говорил, они воспитаны на семейных историях. Эти семейные истории заключались в том, что отца прессовали, когда из него признания, это самое. Он рассказывал как с заключенными поступает администрация в тюрьмах. Как их используют и так далее. Все эти истории, во многих семьях были такие люди, они формировали негативный образ милиции, которая пользуется своим положением, очень часто нарушает законы, чаще и жестче тех, кого садят. Ощущение социальной несправедливости, что эти люди просто оборзели.

Сталкиваться с ними приходилось?
Приходилось, но это было ППС или что-то такое. Тогда в моем представлении это подтверждалось, они себя вели как быдло. Ребят, которые как мы были, они могли тоже пнуть, ударить, угрожать. Если, не дай бог, им показалось что есть где-то лидер, они этого лидера, чтобы добиться своей воли, могли прессовать очень жестко. Этот быдлячий слой милиционеров, с которым сталкивалась молодежь, он формирует этот негативный образ, зачастую.

Как могли прессовать?
Руки выламывали, в машину садили. могли угрожать насилием. Могли угрожать изнасилованием. Угрожать по-разному. Зависит от того, кому угрожали. Если понимали, что на человека можно воздействовать угрозами родителям скажем, если они были пьяными сами, то могли руки выламывать, ноги заламывать. Ножами тыкать, чтобы не кровь потекла, но ты испугался очень здорово. Ткнуть тебе и подавливать. Но если у них прошла какая-нибудь вещь по кражам или еще что-нибудь там или просто издевались. Наверное, не все такие были. Но это просто западает очень хорошо. А потом это еще обсуждается.

Как отношения с неформалами складывались?
Лично у меня опыт был такой своеобразный. То есть я на большие эти бои не попадал.

Это как раз конец 1990-х.
Да. Были в школе. Это были какие-то издевательства, что-то там знаешь, с нашей стороны подпинывание, запинывание еще что-то. Плевали в них.

Почему пинали, запинывали?
Потому что эти люди, как правило, выходцы из той категории, которых называли лохами. Это те же самые люди. Ненавидели их в первую очередь. Как бы волосы отрастили, сережки вставили. Это воспринималось как желание этих людей превзойти этот статус, который у них есть. Должно быть там, где они есть. А вот это вот, выделение свое индивидуальности — ты недостоин этого. Ты слаб. Примерно так.

Существует такое выражение как взять на понт. Как это на практике осуществлялось?
Ну, как. Идешь по улице, например, видишь группу ребят, которую ты знаешь, какое место они на твоем районе занимают или не знаешь. И завязывается, как правило, разговор по понятиям. В этих терминах говорить могут не многие, те кто не включен. Плюс у многих было какое-то трепетание перед этим криминальным жаргоном. Как правило, люди впадали в ступор, они тормозили, это сбивало с толку, Они пугались. И,как правило, когда с человеком так начинали разговаривать, то он терялся и начинал нести всякую сушь. Над ним начинали издеваться. Это как змея, знаешь. Несколько слов, он не понимает, что за люди и как с ним разговаривают. Он может быть подвержен насилию, абсолютно легитимному даже с его точки зрения. Потому что он не понимает. Это позволяло человеком манипулировать, издеваться, вымогать все, что ты хочешь.

Формы издевательства?
Во-первых, разговор. Это уже издевательство, ты унижаешь человека. Во-вторых, когда он терялся полностью и переставал говорить, то могли его пнуть, ударить. Не помню я, чтобы забивали или что-то еще. Один-два удара наносили и он садился, либо плакать начинал, либо голову закрывал и опускался. Несколько слов, угрозы, с него что-нибудь сдернуть. Иногда это делали не для того, чтобы что-то заиметь, а просто показать ему его место. Как правило, начинался разговор с того, вытягивалось, что человек не понимает о чем с ним разговаривают на этом языке, он не в теме. Потом начиналась попытка доказать, что он ву системе ценностей этих людей ничего не представляет. Потом были попытки выяснить кто за него может что сказать. Как правило, он этих людей не знал, а если и знал, то понимал, что, если скажет, то эти ребята знают кто это такие и потом может еще больше попасть. И все, когда по всем позициям его разбивали, ему нечего было воззразить, тогда творили все, что извращенское или нормальное сознание может. Некоторые пинали, были извращенцы, которые издевались до победного. В большинстве случаев, это те, над которыми сами издевались. Очень часто такое, более всего озлобленные такие.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики